Экзистенциальный вакуум. Для чего ты живешь?

Несчастный миллионер

Психолог, которому довелось лично наблюдать и – более того – на личном опыте проверить свою концепцию человеческой психики, Виктор Франкл, не потеряв воли к жизни после пребывания в нацистских концлагерях, окончательно сформулировал новый метод психотерапии после войны.

Проживая в Австрии и продолжая практиковать, он обратил внимание на участившиеся в развитых странах Запада случаи апатии, депрессии, ощущения бессмысленности жизни – словом, симптомы того самого «экзистенциального вакуума», которым страдали и заключенные концлагерей. К этому прибавлялось возрастание агрессии, преступности, алкоголизма и наркомании. На основе своих наблюдений и работ предшественников Франкл создал свою систему экзистенциальной психологии и ее практического применения – экзистенциальной терапии, или логотерапии.

По идее Франкла, человеку, кроме стремления к удовольствию (как полагал Фрейд) или к доминированию (по мнению Адлера), присуще и другое, более глубокое стремление – к осознанию смысла своей жизни. Кроме горизонтальной системы координат – биологического и социального благополучия – психике человека, в отличие от животных, присуща еще и третья, вертикальная координата, которую можно назвать координатой духовности. Нельзя жить, не осмысливая духовно свою жизнь – вот базовая человеческая потребность. Человек всегда может выйти за рамки своего сиюминутного, «здесь-и-сейчас» существования и произвести оценку своей жизни, сравнить ожидавшееся с достигнутым, поставить новые цели.

Люди всегда что-то планируют, на что-то надеются, чего-то добиваются. Вообще, целеполагание, по-видимому, – одна из характерных черт разумного существа, и в этом его отличие от животного, хотя и обладающего зачатками разума, но не способного поставить долгосрочные цели. В этой способности ставить цель и проявляется, в частности, духовная составляющая человека. И дело не в масштабе цели. Ученый, стремящийся доказать теорему; бизнесмен, преследующий извлечение прибыли; рабочий, пытающийся прокормить семью, – все они, каждый по-своему, используя те или иные стереотипы поведения, строят свою систему связей с окружающим миром, и тем самым обретают смысл своей жизни. Если отнять у человека смысл, или он сам его каким-либо образом потеряет, возникнет такая же фрустрация, как и при сексуальной неудовлетворенности (по Фрейду) или при утрате доминирующего положения (по Адлеру). И эта фрустрация, то есть невозможность достигнуть желаемого, и порождает тот «ноогенный» (имеющий духовный источник) невроз, от которого и проистекают все симптомы «экзистенциального вакуума».

Способ лечения такого невроза, по Франклу, состоит в равноправном диалоге с пациентом, в помощи найти смысл своего существования, самоутвердиться. При этом «самоутверждение» здесь вовсе не значит «получить власть и влияние на людей», «самоутвердиться за счет других». Нет, человек должен прежде всего самоутвердиться в собственных глазах, найти свою ценность в том мире, который существует только для него и только внутри него, в той персональной Вселенной, которая и есть – человеческая личность. И в первую очередь, такое самоутверждение приходит, когда человек что-либо созидает – неважно, каких масштабов, но свое, личное, автономное. Второй выход – стремление к новому, в том числе – интерес к другому человеку и желание возникновения в нем интереса к себе (любовь). И, наконец, если эти два метода недейственны, следует помочь человеку найти смысл в его страданиях…

 

Поделиться статьей:
Share on VKShare on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on TumblrEmail this to someone

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.